Всматриваясь в процессы, происходящие в современности, все больше осознаю для себя практически ни с чем не сравнимую ценность психоанализа. Можно говорить о различных аспектах этой ценности: об аналитической, позволяющей препарировать многие процессы и продукты человеческой активности, а значит приближаться к их осмыслению, о клинической, позволяющей не заблудиться в огромном количестве существующих пси-практик, о ценности эстетической, в смысле безмерного интеллектуального удовольствия от самой логики построения этого дискурса.Но есть один пункт, производным которого, как представляется, являются все другие, и он наиболее ценен для меня. А именно, — психоанализ в строгом духе лакановской мысли, это этика. Хотя, сказать это недостаточно, ведь само слово этика со времен аристотелевской «Никомаховой этики» обросло огромным количеством смыслов. Поэтому, дополню это высказывание: психоанализ — это этика сопротивления. Этика, суть которой в поддержании субъективности. Последнее бесконечно важно в доминирующих сегодня дискурсах, замешанных на позитивистской научности. Лакан как-то заметил, что выработанные аристотелевской философией представления о душе современная ему наука помещает в нервную систему. Сегодня мы можем продолжить этот список, вспомнив идеи генетической предрасположенности, мозговых локализаций, и прочих форм когнитивистской натурализации, достигших своего апогея.
Лаканалия является полем, из которого возможно психоаналитическое высказывание и поддержание поля сопротивления различным формам унификации субъекта. Пишут в Лаканалию не затем, чтобы получить очередную публикацию для защиты диссертаций. Пишут, потому что не могут не писать и не говорить, не осмыслять, не думать. Пишут, отнюдь не для изложения готовых ответов на вопросы, скорее для новых вопрошаний, расширяющих поле вопросов. Это движение в радости метафорического схватывания, которым нельзя удовольствоваться раз и навсегда. Отсюда его бесконечность. Этой радостью схватывания хочется делиться на страницах Лаканалии.
Айтен Юран — философ, психоаналитик, участница лакановских семинаров при Музее сновидений Фрейда (с 2001 года), преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург), автор курса «Психоаналитическая теория и клиника Фрейда-Лакана» (совместно с Виктором Мазиным), автор курса «Психоанализ юного субъекта», со-редактор сетевого журнала Лаканалия, автор множества статей по различным проблемам психоанализа
Статьи:
Автопортрет в ореоле «IP» (№ 12)
Акт слова и акт дела: возможности и невозможности схождения (№ 33)
АЛЕФ ( א) ЛАКАНА Читаем Лакана или о множествах, бесконечности и о женском наслаждении (№ 12)
АЛЕФ ( א) ЛАКАНА или о множествах, бесконечности и о женском наслаждении (продолжение) (№ 13)
Асимптотические приближения меланхолии (№ 27)
Аутизм: точка не-начала (№ 22)
В защиту любви (№ 5)
В направлении лакановских теорий психозов через случай Шребера (№ 20)
В начале был разрез (№ 24)
Взгляд на выставку “Sexuality Transcendence” (№ 3)
Влечение смерти или модель становления в психоанализе (№ 19)
Вновь о любви через формулы, которые «не взяты с потолка» (№ 16)
Впечатления (о Германе Нитче) (№ 4)
Второе имение Человека-Волка (№ 13)
Голос как объект а или пятый элемент Лакана (№ 18)
Голос/логос или от по-миновения к по-виновению (№ 23)
Джон Кейдж и Жак Лакан: ритмические рисунки (№ 34)
Доклад на конференции «Лакан и Мазохизм» (№ 3)
Дора-Мадонна (№ 21)
Ещё о Брахе Лихтенберг Эттингер (№ 15)
Ещё о неустранимой двоице любви (№ 35)
Ещё одна заметка о двух храмах в Камбодже (№ 16)
Заметка на тему клинических проявлений голоса как объекта а в психозах (№ 18)
Заметка на тему топологических координат работы Фрейда «Вытеснение» (№ 25)
Заметка о букве Жака Лакана и Эмиля Бенвениста (№ 35)
Заметка о череде самоубийств подростков (№ 9)
Заметки к вопросу о психическом времени. Часть 1 (№ 32)
Звуки тела или биение сексуального тела, икота Аристофана, шум маленького Ганса и кашель Доры (№ 34)
Знаки природы (№ 7)
«Из Петербурга в Париж» через Катманду (№ 13)
Изобретение кадра (№ 36)
Информация об информации (№ 2)
Имя как означающее «в чистом виде» (№ 35)
Картография фобии Ганса, или фобия под знаком средств передвижений (тезисы с конференции) (№ 2)
Лакан и веки Будды. Часть 1 (№ 8)
Лакан и «Веки Будды» Часть II (№ 9)
Лакан о «зеркале без поверхности» буддийской практики (№ 29)
Лаканалия повседневности (№ 1)
На пределах субъекта (№ 27)
(Не)переносимая любовь (№ 35)
Неэкономные траты психического или к вопросу об «энергетическом вампиризме» (№ 3)
Нити или «Roter Faden» Лакана (№ 22)
Ноль Фреге как «не равный себе» и субъект Лакана как «равный не себе» (№ 30)
О визите Жан-Люка Нанси в Санкт-Петербург (№ 3)
О возможной фигуре кастрации и фаллическом объекте (№ 21)
О Герберте Графе и графе Лакана (№ 36)
О книге Наталии Автономовой «Открытая структура: Якобсон-Бахтин-Лотман- Гаспаров» (№ 2)
О конференции «Вхождение ребенка в культуру: роль запрета. Отцовская функция» (№ 1)
О крысе и йазыке (№ 25)
О мяснике, его женщинах и психоанализе… (№ 2)
О не/очевидной близости орального и голосового объектов (№ 36)
О природе женского (№ 6)
О проявленных COVID-19 тенденциях (№ 34)
О психоанализе и поэтическом речении (№ 40)
О случае в психоанализе, или субъект как бросок костей (№ 28)
О сублимации и внушительной множественности (№ 30)
О телах Спенсера Туника сквозь спичечный коробок Жака Превера (№ 13)
О телефоне, магнитофоне и их появлении на психоаналитической сцене (№ 33)
О фильме «Отражающая кожа» (№ 14)
Об образе в психоанализе. Часть 1 (№ 31)
Об ограничениях и преобразованиях вожделения к созерцанию (№ 14)
От кругов Лакана к круглому столу в Про Арте (№ 11)
Окно и взгляд художника (№ 4)
Оптика и топология Аниш Капур (№ 10)
По следу означающего «один» (№ 16)
Повседневность и интерпассивность (№ 4)
Почему кожа? (№ 14)
Преодоление излишка (№ 5)
Про Go Pro или О трансформациях фотографической сцены (№ 17)
Протез: Лакан, Плеснер, Гелен (№ 23)
Пустоты субъекта, или S/◊a (№ 6)
Путешествие в Индию (№ 9)
Путешествие образа в сетях означающих (№ 3)
Разные формы бреда и шифтеры Есперсена-Якобсона (№ 24)
Роды на стыке символического и реального (№ 29)
Рука, прикованная к субъекту. Субъект, прикованный к руке (№ 37)
Сбой в повседневности или о 10’ 58’’ секундах фильма Вёрджела Видриха «Копировальная лавка» (№ 3)
Сокрытие взгляда (№ 5)
Субъект видения или машина зрения (№ 11)
Счастливый субъект психоанализа (№ 10)
Татуировки, пирсинги и зернышки красоты по Лакану (№ 8)
Топология орального разреза (№ 26)
Топология стадии зеркала (№ 21)
Три истории о встрече с буквой (№ 7)
Тунис, или о женском наслаждении, дверях и живописи (№ 10)
Умозрение, запечатленное в камне или храм «Тысячи Ликов» в Камбодже (№ 15)
Франсуа Федье (№ 6)
Фрейд и сцена времени (№ 32)
Хуан-Давид Назио «Пять уроков по теории Жака Лакана» (№ 17)
Черта различающая (№ 31)
Экстимность субъекта (№ 22)
Это вам не игрушки! (№ 28)
Cosmopolis Кроненберга (№ 11)
Point Zero, или «Нулевая точка» видения (№ 30)
Δέν Демокрита и объект а Лакана (№ 38)