Младен Долар – один из самых ярких мыслителей прославленной Люблянской школы психоанализа. Вместе со своими друзьями, Славоем Жижеком и Растко Мочником, он является ее основоположником. Принадлежность Люблянской школе психоанализа предполагает три принципиальные черты мышления: диалектичность, материалистичность, историчность.
Диалектика, когда речь идет о Лакане и Люблянской школе психоанализа, всегда уже предполагает присутствие – даже если и не явленное – Гегеля. Младен Долар своими работами помогает разобраться в отношениях Гегеля с Фрейдом, философского абсолютного знания с относительным психоаналитическим не-знанием. Благодаря прояснению отношений Фрейда с Гегелем куда понятнее становится и то, как Лакан читает Фрейда, как именно действует психоаналитическая диалектика.
Еще один интерес Долара, но также и Фрейда, и особенно Лакана – атомистическая теория. Лакан напрямую обращается к атомизму Левкиппа – Демокрита – Эпикура – Лукреция, а затем и к Марксу. Именно Демокрит с его удивительным «понятием» ден [δεν] оказывается невероятно важным для осмысления объекта а, который, по словам Лакана, является его главным вкладом в психоанализ. Два принципиальных объекта а, которые подвергаются анализу Младеном Доларом, – это взгляд и голос. Если взгляд осмысляется многими психоаналитиками, то голос, можно сказать, до книги Младена Долара «Голос и больше ничего», молчал на исследовательской периферии. Вполне уместна мысль, что книга о голосе совершила прорыв в психоанализе. Голос как объект а ничуть не менее важен, чем взгляд. Можно даже сказать, что голос куда более важен, ведь в психоаналитической практике всё держится именно на нём. К голосу Младен Долар обращается еще в одной своей книге, совместной со Славоем Жижеком, – «Вторая смерть оперы». Опера, как и психоанализ, держится на голосе, причем и там, и там важна далеко не только семантическая сторона. Изменения высоты, громкости, темпа значат ничуть не меньше, чем то, что имеет отношение к регистру смысла. Интересно, что и оперная ария, которая, казалось бы, наделена определенным значением, вместе с тем может представлять голос по ту сторону значения. Анализ опер Моцарта Доларом, конечно же, не замкнут на себе. Здесь мы сталкиваемся с «третьим непреложным измерением» письма Долара – с измерением историческим. Через исследование оперного искусства, через диалектику Моцарта Младен Долар производит исторический анализ субъективности, и речь идет о смене социальных парадигм в эпоху Просвещения.
Творчество Младена Долара находится на пересечении психоанализа, философии и эстетики. Принципиальные темы, возникающие на этом перекрестке: взгляд и голос, жуткое и комичное, Гегель и Фрейд, Моцарт и Любич, Демокрит и Лакан. И, разумеется, Младен Долар прекрасно понимает вслед за Лаканом, что эстетика – путь к этике.
Книги:
A Voice and Nothing More. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006.
Opera’s Second Death. N.Y.: Routledge, 2002 (with Žižek S.).
Книги, опубликованные на русском языке:
Десять текстов. Серия «Психоаналитические горизонты». Под редакцией Виктора Мазина и Олелуш. СПб.: Скифия-принт, 2017.
Посмотрите, какую ложь распустили. Серия «Психоаналитические горизонты». Перевод Ярослава Микитенко. Под редакцией Виктора Мазина и Олелуш. СПб.: Скифия-принт, 2022.
Статьи, опубликованные в Лаканалии:
Анаморфоза (№ 22)
Быть или не быть? Нет, спасибо (№ 19)
Введение в книгу «Голос и больше ничего» (№ 18)
Даже не. Эдип и комедия (№ 19)
Истина и ложь от Эпименида до Фрейда (№ 40)
Касаться основания (фрагмент) (№ 24)
Нора звука (№ 25-26)
О культуре и влечениях (№ 23)
О повторении (№ 20)
По ту сторону интерпелляции (№ 26)
Шесть толкований сновидения «Об инъекции Ирме» (№ 6)
«Я буду с тобой в твою брачную ночь»: Лакан и жуткое (№ 21)
Cтатьи, опубликованные в переводе на русский язык в других источниках:
«Двойник» Отто Ранка (пер. Екатерины Палесской) // Отто Ранк. Двойник. Серия «Психоаналитические горизонты». СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 8-24.
Одичание (пер. Эльдара Патракеева) // Stasis, Vol. 4. No. 1 (2016). C. 100-111.
Атом и пустота – от Демокрита до Лакана (пер. Натальи Мовниной) // Новое литературное обозрение. № 130 (2014).
Фрейд и Гегель. Негативность (пер. Максима Алюкова) // Кабинет Я. СПб.: Скифия-принт, 2012. С. 112-137.
Самый рискованный момент. Кафка и Фрейд (пер. И. Аксенова) // Новое литературное обозрение. № 116 (2012).
С первого взгляда (пер. Артема Смирнова) // Истории любви (Младен Долар, Миран Божович, Аленка Зупанчич; «Лакановские тетради» / Под ред. Виктора Мазина и Гарриса Рогоняна). СПб.: «Алетейя», 2005. С. 6-11.
Объекты Хичкока // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. Славоя Жижека. М.: «Логос», 2004. С. 25-42.
Зритель, который слишком много знал // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. Славоя Жижека. М.: «Логос», 2004. С. 123-131.
Отец, который не умер окончательно // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. Славоя Жижека. М.: «Логос», 2004.
С. 132-140.
О Младене Доларе в Лаканалии:
Виктор Мазин. Младен Долар и Славой Жижек выступают в Европейском Университете Санкт-Петербурга // Лаканалия. № 11 «Круги» (2012). С. 36-41.
О Младене Доларе в других источниках:
Виктор Мазин. Пристальное чтение Младена Долара // Долар М. Десять текстов. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 7-16.
Елена Фанайлова. Маркс против Гитлера. Интервью с Младеном Доларом // Радио Свобода; опубликовано 24 декабря 2014 года (http://www.svoboda.org/content/article/26754503.html).
Артём Смирнов. С первого взгляда // Истории любви (Младен Долар, Миран Божович, Аленка Зупанчич; «Лакановские тетради» / Под ред. Виктора Мазина и Гарриса Рогоняна). СПб.: «Алетейя», 2005. С. 6-11.