Психоаналитик, основатель Музея сновидений Фрейда, главный редактор журнала «Кабинет»
Родился за полярным кругом в один из самых коротких дней на земле. Мировая ночь и Северный Ледовитый океан за окном задним числом обретут значение очагов субъективации. Еще одной проблемой, вынесенной из места рождения, станет мотив обреченных на провал поисков всегда уже утраченной родины, пуповины сновидения[1] и родины расщепленной: на ночную мамы-папы (Мурманск) и дневную бабушки-дедушки (Днепропетровск).
В раннем детстве был перевезен родителями в Смоленск, где окончил школу и естественнонаучный факультет педагогического института. Это время отмечено страстной любовью к музыке, литературе и палеонтологии. Одним из ключевых событий начальной школы стала травма, связанная с книгой «Незнайка на Луне»[2]. Еще одним важнейшим событием тех лет оказался опыт навязчивого просмотра трех кинофильмов о Фантомасе в кинотеатре «Смена» вместо школьных уроков[3]. Этот опыт погружения в фильмическую реальность будет иметь серьезные последствия.
Из институтских событий примечательна лекция по психологии, на которой профессор Д. оригинальным способом за две минуты серьезно упрочил интерес к Фрейду[4]. Увлечение психоанализом в конце 1970-х – начале 1980-х годов поддерживал рассказами и подпитывал британскими книгами Майкл Молнар, который с момента открытия Музея Фрейда в Лондоне в 1986 году станет его научным сотрудником.
Важнейшим событием окажется конференция «Бессознательное» в Тбилиси, а точнее – выход в свет в 1978 году четырехтомного издания ее материалов[5]. Эти тома сразу же стали настольными. С момента знакомства с «тбилисским» «Бессознательным» начинается изучение трудов не только Фрейда, но и Лакана.
В 1985 году окончательно переезжает в Ленинград, где сближается с деятелями авангардной культуры – Александром Каном, Аркадием Драгомощенко, Сергеем Курехиным, Тимуром Новиковым; сотрудничает с подпольными журналами «Часы», «Предлог», «Митин журнал». В феврале 1988 года выступает с докладом о «различании» Деррида на конференции «Новые языки в искусстве» в МГУ, где знакомится с Олесей Туркиной. С этого момента особенное значение в жизни обретает изобразительное искусство – кураторская и критическая активность. Курировал вместе с Олесей Туркиной множество выставок современного искусства в России, Австрии, Финляндии, Германии, Нидерландах, Италии и США[6]. Помимо Фрейда, Лакана и Деррида,
принципиальное значение в те годы обретает шизоанализ и труды Феликса Гваттари[7], не в последнюю очередь его понятие трансверсальности.
В 1990 году вместе с Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым, Иреной Куксенайте и Олесей Туркиной учреждает журнал «Кабинет», призванный заняться производством концептуального аппарата, а также сведением под одной обложкой искусства, критической теории, психоанализа, шизоанализа антропологии, психиатрии[8]. К этому же времени относится начало создания интермедиа лекций «Голем со-знания», нацеленных на сведение музыки и теории. Интермедиа лекции и музыка – отдельная тема для разговора.
В начале 1990-х годов журнал «Кабинет» активно сотрудничает с группой крымских психиатров, разрабатывающих под руководством Виктора Павловича Самохвалова эволюционное направление в психиатрии. Несколько раз В.М. проводит по месяцу в различных психиатрических заведениях Крыма, изучая неврозы, психозы и депрессии[9]. С 1995 года член Крымской республиканской ассоциации психиатров, психотерапевтов и психологов. В Крымской республиканской психиатрической больнице № 1 в Симферополе окончательно убедился в своей принадлежности психоаналитическому дискурсу.
К концу 1980-х годов относится и постоянное чтение трудов Фрейда, Лакана и Деррида. Знакомство с Жаком Деррида во время его визита в Москву в 1990 году и общение в Санкт-Петербурге в 1994 году постепенно оформляют мысль в поле деконструктивного психоанализа[10]. С этого момента начинает писаться книга «Субъект Фрейда и Деррида», которая выйдет в свет в 2010 году, а в 2003 году на философском факультете СПбГУ будет защищена одноименная диссертация. Работа в поле деконструктивного психоанализа приводит в 2006 году к приглашению от Рене Мажора войти в организованный им в Париже Институт высших исследований в психоанализе (Institut des hautes études en pychanalyse).
Жак Деррида занимался в 1990-е годы программой Философского коллежа, по которой в Санкт-Петербург приезжали замечательные мыслители – Николь Лоро, Филипп Лаку-Лабарт, Бернар Стиглер[11]. Знакомство с Бернаром Стиглером в 1996 году открыло новые перспективы. С этого момента деконструктивный психоанализ получит принципиальный акцент на теории протезов Фрейда, на стыке психоанализа, антропологии и медиафилософии. Движение мысли в сторону этого стыка обретет еще более конкретные черты после знакомства с Фридрихом Киттлером на конференциях в Университете Гумбольдта в Берлине в 2003 году, а затем на симпозиуме «Человек-Машина» в Музее сновидений Фрейда[12]. С этого времени изучение концепций человека-машины и машины влияния обретают принципиальное значение, равно как и сближение психоанализа Фрейда и Лакана, деконструктивного психоанализа и шизоанализа с медиафилософией. Семестр 2016-17 работал старшим научным
сотрудником IKKM (Internationale Kolleg für Kulturtechnikforschung und Medienphilosophie) при Bauhaus Universität Weimar.
Преподавательская деятельность оказалась в жизни одной из магистральных. С 1998 года преподает в Восточно-Европейском институте психоанализа, который окончил в 1999. С 2012 года – почетный профессор Международного института глубинной психологии (Киев), в котором преподавал с начала 2000-х годов. С 2005 года – доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, где читает курсы лекций по теории кино, киноавангарду и критической теории. Одним из решающих начал движения в сторону эстетики, этики и критической теории стало общение с Жаном-Франсуа Лиотаром[13], который приезжал в Санкт-Петербург в 1993 году по приглашению журнала «Кабинет». Одной из принципиальных тем станет впоследствии эстетика жуткого от Фрейда и Лакана до Ханса Беллмера и Майка Келли.
В 1996 году «Кабинет» стал организатором конференции «Культура постсоциализма в мировом контексте». Эта конференция отмечает начало дружбы с Ренатой Салецл, затем знакомство с другими членами Люблянской школы психоанализа – Славоем Жижеком и Младеном Доларом. Преподавательская деятельность не ограничена рамками выше названных институций; выступал в университетах, театрах, музеях[14].
В 1999 году при поддержке Лондонского и Венского музеев Фрейда основал в Санкт-Петербурге Музей сновидений Фрейда[15], быстро превратившийся, помимо своей культурной деятельности, в один из центров изучения Лакана. Почетный член совета The Museum of Jurassic Technology (Los-Angeles).
Редакционная деятельность: главный редактор журнала «Кабинет», член редколлегии Russian Imago (2000-2002), редактировал серию книг «Лакановские тетради» (вместе с Гаррисом Рогоняном, вместе с Айтен Юран), научный редактор собрания сочинений Фрейда в издательстве ВЕИП, соредактор серии книг «Психоаналитические горизонты»; соредактор журналов «Лаканалия», Journal for Lacanian Studies (London), Journal of European Psychoanalysis (Rome), Transmission (Sheffield), Psychoanalytic Discourse (Tehran).
Писательская деятельность: автор множества книг и статей. Печатался в журналах: «Художественный журнал» (Москва), «Критическая масса» (Москва), Диалог искусств (Москва), НЛО (Москва), «Логос» (Москва), Cultural Studies, Cabinet (N.Y.), Journal for Lacanian Studies (London), Journal of European Psychoanalysis (Rome), Emzin (Ljubljana), Transmission (Sheffield), Third Text (London), Aperto (Berlin), New Formations (London) и т.д. Автор двадцати книг. Многие статьи и книги переведены на немецкий, английский, французский, японский, словенский, голландский и другие языки.
Статьи:
Абастракция (№ 1)
Беглые мысли о выставке Джейка и Диноса Чепменов в Эрмитаже (№ 12)
Бернар Стиглер (№ 34)
Буква Лакана (№ 7)
Вампир на солнце. Цифры в оффсайде (№ 3)
Вампир Суарес. Аут. Приложение к тексту «Шизоанализ-4: политбарахло» (№ 17)
Великая депрессия: «Полуденный демон» Соломона (№ 12)
Времена массы, орды, стаи (№ 39)
Время. Лето 2009: Реал, реальное, реальность (№ 1)
Гарный фильм? Впечатления от просмотра фильма Дэвида Кроненберга «Опасный метод» (№ 8)
Два дополнения к тексту «Шизоанализ партизанского движения» (№ 4)
Дело «Бессознательное в советском Тбилиси» (№ 28)
Джон Форрестер (1949-2015) (№ 21)
Доклад на конференции «Лакан и Мазохизм» (№ 3)
Доктор Франкенштейн 1931-2013 (№ 17)
Доктор Франкенштейн, доктор Хайтер, доктор Менгеле разделять и соединять (№ 8)
Евгений Юфит (№ 23)
Елена Саломе Тобрелутс (№ 13)
Еще раз про Еще (№ 16)
Жижек на дне рождения Фрейда (№ 19)
Заметка о выступлении Германа Нитча в Музее сновидений Фрейда (№ 4)
Заметка о роли Мишки Тедди в «Искусственном разуме» (№ 4)
Заметка об инсталляции Джозефа Кошута «Ноль и Не» (№ 30)
Замечания Лу-Андреас Саломе о кинематографе (№ 13)
Звуки онейромашин «Генеральной линии» (№ 20)
Звучащие уши Якоба Киркегарда (№ 7)
Значение денег (№ 5)
Интервал (№ 18)
«История насилия» Дэвида Кроненберга (№ 24)
Когда я был маленьким, реальные пацаны казались большими (№ 6)
Кожаные ботинки Майкла Джиры (№ 14)
Комментарии к статье Сержио Бенвенуто «Будущее раз-очарования» (№ 34)
Корелиус Касториадис. Автономия против Вампир-Капитала (№ 3)
Краткое введение в серию текстов, содержащих слово шизоанализ и посвященных памяти Феликса Гваттари (№ 26)
Круги Бернара Стиглера (№ 11)
Круги голов (№ 11)
Младен Долар и Славой Жижек выступают в Европейском Университете (№ 11)
Монро и Гринсон. Эпизод запутанных отношений кино и психоанализа в Голливуде (№ 16)
Набросок портрета Дидье Анзьё (№ 14)
Нарезка, пожалуйста (№ 24)
Наци и нации на футболе (№ 10)
Не было бы счастья (№ 10)
Неограниченные ограничения наслаждения: Enjoy responsibly! (№ 6)
Ни рыбы, ни мяса (№ 2)
Николь Лоро возвращает исключенное (№ 40)
Ночь сменяет весну (№ 9)
Нурит Массон Секине, ее монстры и линия времени (№ 17)
О монстрах «Пандоры» (№ 17)
Одиннадцать самых популярных легенд о Зигмунде Фрейде с кратким предисловием о редактуре (№ 40)
Одиссей и Жюльетта: от оснований научной мысли к ее беспредельным пределам в экскурсах «Диалектики просвещения» (№ 9)
Омега индустрии (№ 15)
Онейротехники и субъект-стробоскоп (№ 33)
Остановить мгновение (№ 23)
От любви до ненависти и обратно (№ 15)
Отстирать мишку!? (№ 4)
Отчет о чтении книги Славоя Жижека «Сначала трагедия, затем фарс» (№ 4)
Очень короткая пробежка по тупикам бюрократических маршрутов в связи с движением в сторону психоаналитической практики, или Как нам легитимировать психоаналитическую практику (№ 34)
ПДД, или красная черта наезда человека-на-машине (с Айтен Юран) (№ 16)
Перевод – Перенос – Пережитие Лакана по Александру Черноглазову (№ 2)
Переход к действию и самонаказующая паранойя (№ 33)
Питекантроп у дороги (№ 17)
Плюшевый мишка и другие техники мастурбации невозможных сексуальных отношений, прописанных деконструктивным прочтением кинофильма Гаспара Ноэ «Мы трахаемся в одиночку» (№ 4)
По урдрому (№ 41)
Портрет Виктора Тауска в машине влияния Наталии А. (№ 12)
Постскриптум с выдержанным опозданием. Владислав-Монро сбросил тело, сменил имя, опоздал на похороны (№ 16)
Представление Цветана Тодорова (№ 14)
Премия Андрея Белого Наталии Автономовой (№ 2)
Признаки удаленного анализа и его медиапризраки (№ 36)
Призраки женщин. Призрак Хари (№ 40)
Приключения Вивимахера (№ 2)
Примечание к переводу Todestrieb (№ 19)
Протезы, проекции, продолжения (№ 23)
Психи дорожные, или Ромашки снимают лепестки с глаз летом 2015 (№ 20)
Психоухо (№ 7)
«Психоз» случился «Внезапно, прошлым летом» (№ 20)
Самоубийство на досуге (№ 12)
Скорбь Гамлета (фрагмент «Гипериндустриальной меланхолии») (№ 22)
Нарцисс Сада земных наслаждений (№ 10)
Научная фантазия Фрейда призывает призраков Ламарка, Геккеля и не только, и в ответ сегодня раздается эхо биобезопасности (№ 27)
Некоторые соображения по поводу сублимации (№ 30)
О родах и породах на околофутбольных полях (№ 29)
Отец некрореализма и ученые мужчины (№ 38)
«Раковина и священник»: электрические разряды между Антоненом Арто и Жермен Дюлак, и не только (№ 26)
Реализм протезирует реальность, или изначальный конец (№ 28)
Роды «Намертво связанных» (№ 29)
Рука: протез, автомат, автономия (№ 37)
Семь восклицаний (№ 2)
Сияние рассеивания единого Нанси (№ 3)
Стадион моего сердца (№ 4)
Стыд между братом и сестрой (№ 13)
«Счастье» Александра Медведкина (№ 10)
Счастье и наслаждение под знаком Буратино (№ 10)
Теодор Райк (№ 7)
«Тихий час» Сергея Тихонова (№ 17)
Товарищ Дынин, начальник лагеря (№ 34)
Транс-Голем в движении Мауры Байокки (№ 17)
Третье дополнение к тексту «Шизоанализ партизанского движения»: о механизме сгущения, фотографии и улучшении человеческой породы (№ 6)
Три фантазма о нечеловеческом (№ 6)
Тьерри де Дюв прописывает живописный номинализм Дюшана на параллели сновидения Фрейда (№ 15)
Убегая от Великого Нуля к либидоэкономике (№ 30)
Феликс Гваттари (№ 11)
Фрагменты времени (№ 32)
Черта с два (№ 31)
Что Саймон Кричли думает о футболе (№ 31)
Человек-без-страха (с Анатолием Ульяновым) (№ 8)
Что бы могли сказать о футболе Гваттари и Делёз, если бы они отправились на стадион, прихватив вместо программки «Диалектику просвещения» Адорно и Хоркхаймера (№ 8)
Шизоаналитический транспорт, или крысы, люди, ангелы (№ 25)
Шизоаналитическое примечание к Человеку-Машине о природе Человека-Животного, Крысы, например, которая надиктует ученому статью «Смертельные уловки человека» и окончательно сотрет антропологическое различие (№ 25)
Шизо-бюро-сага вокруг вируса (№ 34)
Шизоммонтаж: на сценах люди и нелюди (№ 26)
Шребер и технонаука (№ 1)
Шум-и-гам Вивимахера, или Шумовая музыка Герберта «Ганса» Графа (№ 2)
Шэрон Кивланд и Дора (№ 21)
Эрик Ромер как психоаналитик и его «Колено Клэр» (№ 26)
«Эрма» Ксенакиса (№ 24)
Э. Т. А. Гофман: жуткое бессознательное психоанализа (№ 41)
Bladerunner (№ 36)
El зигзаг неудачи (№ 8)
eXistenZ – это вам НЕ игрушки (№ 28)
Paranoia Scientifica (№ 5)
SSчастье, или Каждый хочет быть фашистом, encore Виктор Мазин (№ 10)
The End (№ 35)
Where does a body end? (№ 36)
Zer0 (№ 30)
ΧΑΡΙΣ КИТТЛЕР (№ 7)
00.00 (№ 30)
12 парадоксов любви/переноса (часть первая) (№ 35)
18 заметок в движении от биовампира к техновампиру (№ 3)
Другие публикации:
В воды он Стикса смотрел на себя (аудио-визуальная инсталляция – интер-медиа лекция, с Таней Ахметгалиевой) (№ 21)
В ожидании третьей машины влияния (аудио) (№ 20)
Голос Лаканалии (аудио) (№ 18)
Даниель Пауль Шребер (видео, с Олелуш) (№ 20)
Дора (видео, с Олелуш) (№ 21)
Инъекция от параноида (видео, с Олелуш) (№ 20)
Карман? Спасибо! (при участии Валентины Хоружей) (№ 18)
Катабасис Мэрилина Мэнсона (при участии Валентины Хоружей) (№ 18)
Психоанализ в Тегеране (при участии Валентины Хоружей) (№ 18)
С чего начинаются родины (аудио) (№ 22)
Шизоанализ 5: пространство становления времени. Часть 1: Ад сжигает время (при участии Валентины Хоружей) (№ 18)
August 16. Away through the Void of Pain (аудио) (№ 19)
Ddeathddrive (аудио) (№ 19)
Neither Nor Neither (аудио) (№ 19)
Radio-Akropolis. The Freud Split Case (аудио) (№ 19)
To Introduce Zizek + Slavoj Zizek. Theology, Negativity, and The Death-Drive (видео, с Таней Ахметгалиевой) (№ 19)
UnHeimat (видео, с Олелуш) (№ 22)
1. Cf. Mazin V. My Shizochiva Homeland // European Journal of Psychoanalysis, 2017 (http://www.journal-psychoanalysis.eu/my-schizoshiva-homeland); Mazin V. Gleams of Murmansk // Strangers in the Arctic. FRAME, Pori Art Museum, 1996.
2. Мазин В., Погребняк А. Незнайка и космос капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2016. Еще одна ранняя школьная травма проложила путь к коду, письму, тайнописи (см. Японская «Онейрография». Разговор Родиона Трофимченко с Виктором Мазиным // Лаканалия, № 24 «Протез-Разрез» (2017). С. 106-114).
3. https://www.youtube.com/watch?v=6H5TzJqejLA; https://www.youtube.com/watch?v=NL88R-oEkGo.
4. Mazin V. On the Status of Psychoanalysis in Russia. Interview // Journal for Lacanian Studies. Vol. 2, Nr.1. N.Y., L.: Karnak Books, 2004. Pp.105-117.
5. Ibid. История и анализ события «Тбилиси 1987» вскоре будет опубликован в Лаканалии.
6. За выставку Trash Resources в нью-йоркской Kashya Hildebrand Gallery в 2003 году получена Грамота Совета города Нью-Йорка, за выставку «Жизнь замечательного Монро» (Новый музей, Санкт-Петербург, 2014) – премия Сергея Курехина.
7. Подробнее в: Краткое введение в серию работ, содержащих слово «шизоанализ» и посвященных памяти Феликса Гваттари // Лаканалия , № 26 «Тело без органов» (2017).
8. Подробнее: Мазин В., Ромурзин В. Кабинету 10 лет // Художественный журнал, № 37/38 (2001), с. 75-77; Bugaev S., Mazin V., Turkina O. Kabinet: Journal and Exhibition // Kabinet. Stedelijk Museum Amsterdam Cahiers 6 (1997); Mazin V. Kabinet // KABINET. An Anthology. INAPRESS, Saint Petersburg. The Stedelijk Museum Amsterdam, 1997.
9. Один из опытов, совместных с Сергеем Бугаевым Африкой, детально задокументирован в книге Krimania, MAK, Vienna, Cantz Verlag, 1995.
10. Мазин В. Далекие близкие свидания в кабинетах // Кабинет «Я». СПб.: «Скифия-принт», 2012. С. 284-289.
11. Там же. С. 291-292.
12. См. Кабинет Пи.
13. Мазин В. Жан-Франсуа Лиотар. Постсовременность, с незапамятных времен // Кабинет З. СПб.: «Скифия», 2004. С. 100-170.
14. Prinz-Max-Palais, Karlsruhe; Hochschule für angewandte Kunst in Wien; Freud Museum, Vienna; Freud Museum, London; Neue Galerie, Graz; Humboldt University, Berlin; University of Maryland, Baltimore; Fridericianum Museum, Kassel; Berkeley University; San-Francisco Art Institute; Burgtheater, Vienna; Merve Verlag, Berlin; Таллиннский государственный университет; «Гараж», Москва; МХТ, Москва; Институт Про Арте, СПб; Фотодепартамент, СПб; Новая сцена Александринского театра , СПб. и т. д.
15. Mazin V. Dreaming Museums // Manifesta Journal. Exhibition as Dream. Ljubljana, Amsterdam, № 3 (2004). Pp.16-29.